Ник:
Пароль:


Новости

Atomic Heart - Обзор игры

Релизы новых игр Atomic Heart
Atomic Heart - Обзор игры

Релиз Atomic Heart состоялся. Теперь это свершившийся факт, назло всем сомнениям, опасениям и даже нелепым попыткам раздуть какие-то скандалы – которые, впрочем, вызывали лишь снисходительную улыбку. О том, что игра в целом удалась, было понятно уже на презентации, теперь же – наши впечатления от релизной версии на ПК. Ностальгический ретрофутуристичный сеттинг в советском стиле был едва ли не главной фишкой Atomic Heart еще на уровне концепции – и остался одной из самых сильных ее сторон после выхода. Споры и рассуждения об истории и политике оставим профильным ресурсам, тем более, что главное в сеттинге Atomic Heart – это не идеология, а всё-таки эстетика.

И потенциал этой эстетики раскрыт максимально. Альтернативный 1955-й год в технологическом отношении благодаря открытию великим ученым Дмитрием Сеченовым особого вещества – «полимера» – существенно превосходит 2023-й нашего таймлайна, но при этом поражает сочетанием гипертрофированного «сталинского ампира» в архитектуре, дизайне и общей атмосфере со знакомыми каждому из нас как минимум по фильмам и рассказам старших родственников неформальными символами той эпохи.

Здесь и здания, похожие на знаменитые московские высотки. И статуи, напоминающие великие скульптуры советской эпохи. И автомобили «Турбина», списанные с «Чаек» ГАЗ-13. И кругленькие желтые «Пазики» по соседству с красными и синими «Москвичами». И даже мороженое и лимонад – те самые, из СССР, которые были вкуснее. По крайней мере, так рассказывали родители или бабушки с дедушками.

В то же время над этими зданиями парят исполинские летающие платформы, а некоторые из высоток и сами расположены на них. «Турбины» – всего лишь дань традиции, а передвигаются они по воздуху, прикрепленными к летающим роботам. «Пазики» доезжают до станции, где пассажиров ждет огромный двухэтажный поезд на магнитно-левитационном монорельсе. У тележки с мороженым стоит робот-продавец, а лимонад по граненым стаканам разливает летающая машина.

И всё это великолепие поддерживают десятки и сотни роботов – не знающих усталости соратников человека. Некоторые из них в духе ретрофутуристичной традиции сделаны антропоморфными, но многие имеют более утилитарный дизайн, хотя и тяготеют к структуре человеческого тела как минимум частично. Осталось сделать еще один шаг – объединить людей и роботов в единую нейросеть, которая позволит усваивать и передавать информацию на уровне мыслей. Тем более, что первая версия этой нейросети уже успешно работает. Это ли не идиллия?

Естественно, по всем законам жанра у каждой идиллии есть обратная сторона – или, как минимум, дыры в безопасности. Иначе истории бы просто не было – и здесь мы от сеттинга плавно переходим к сюжету. Конечно же, всё идет не так, как задумывалось и декларировалось, и наш герой – майор спецназа Нечаев с позывным П-3 в крутой полимерной перчатке ХРАЗ, снабженной искусственным интеллектом – по просьбе самого Сеченова отправляется в селекционный комплекс «Вавилов» разобраться с возникшими проблемами.

Проблемы, как водится, оказываются чуть более значительными – в комплексе и на подступах к нему происходит настоящая кровавая бойня. Вернее, она уже почти завершилась, и нам придется самим разобраться, как попасть внутрь и найти предателя, который, как сообщается, ее и устроил, взломав роботизированную экосистему.

Зайти нам поможет таинственная старушка-матерщинница, которую все, кто хоть немного следит за новостями об игре, неоднократно видели в трейлерах, а предатель от нас хоть и не уйдет, но рассказать, в отличие от некоторых других прошедших полимеризацию трупов, ничего не сможет в связи с отсутствием головы на момент его окончательной поимки. В общем, вопросов вновь оказывается больше, чем ответов.

Дальнейшие особенности сюжета мы обязались не раскрывать во избежание спойлеров, но в двух словах можно сказать, что несмотря на наличие определенных жанровых клише, роялей в кустах и прочих чеховских ружей, он затягивает, развивается довольно бодро и гармонично сочетается с геймплеем и игровыми механиками.

Каких-то явных политических и идеологических посылов, на мой взгляд, сюжет лишен (и это хорошо). Он касается куда более глубоких тем, например, взаимодействия и конфликта человека и машины, последствий желания «поиграть в богов» или вмешательства в саму природу жизни. И с этой точки зрения абсолютно не важно, под каким флагом это делается.

Едва появились первые трейлеры, Atomic Heart получила ярлык «русского BioShock». Как я уже писал в своих впечатлениях от игры на презентации, определенная доля правды в этом есть – и при более вдумчивом погружении мне первое время казалось, что эта доля гораздо выше, чем я думал раньше.

Антиутопический сеттинг в духе «рухнувшей мечты». Мрачные локации, пропитанные кровью и смертью или, наоборот, контраст пышного стиля и творящихся на его фоне ужасов. Опасные враги, которые могут поджидать за каждым углом. Боевая система, основанная на использовании традиционного холодного и огнестрельного оружия, а также способностей персонажа, которые в нашей реальности выглядят сверхъестественными, но в рамках сеттинга объяснены вполне научно. Сохранение и прокачка в специально отведенных местах, снабженных особыми устройствами.

В общем, всё вполне в духе великой серии Irrational Games. Присутствуют даже аудиодневники погибших со смешным названием «Щебетарь», а электронная почта на брошенных компьютерах помогает еще сильнее погрузиться в события игровой вселенной. Но стоит выйти из «Вавилова» в открытый мир основной части игры, как вместе с буйством красок летней природы и голубого неба на игрока наваливается целая прорва новых механик и особенностей, освоить которые с ходу не так просто.

В целом открытый мир по меркам какого-нибудь «Ведьмака» или игр Ubisoft, несколько пустоват, а сюжетный квест довольно уверенно ведет игрока за руку. Поэтому исследование держится главным образом на подкрепленном красотой сеттинга любопытстве, а также тяге к собирательству – которая, впрочем, периодически усугубляется нехваткой необходимых ресурсов.

В меру сложные задания изобилуют головоломками, в которых часто нужно пользоваться способностями и понимать, как работают системы безопасности – в этом плане Atomic Heart довольно сильно напоминает Control, которую я нежно люблю. Чуть менее масштабные, но тоже интересные головоломки ждут игрока на замках, запирающих некоторые двери. Основная кампания оценивается в 20 часов игрового времени, но, если размеренно «пылесосить карту», заходя буквально в каждый дом, можно растянуть удовольствие гораздо дольше.

Еще около 15 часов могут занять так называемые «полигоны» – местная версия подземелий с испытаниями, выполняющая по совместительству роль побочных заданий. Здесь нас ждет еще одна порция интересных головоломок, за прохождение которых можно получить ценные чертежи улучшений для оружия, довольно существенно его усиливающие. Но исследовать мир будет не так просто, особенно на высокой сложности.

Если коридоры «Вавилова» можно было при должной сноровке зачистить с дробовиком или топором наперевес, то снаружи все роботы объединены в единую экосистему, территория буквально утыкана камерами, поднимающими тревогу, а с повсеместных мини-фабрик постоянно вылетают «Пчелы», оперативно восстанавливающие камеры и роботов, которых вы уничтожили. И процесс этот, в отличие от вашего боезапаса, бесконечный. Конечно, есть возможность взломать сам узел управления «Гриф», но до него сначала нужно добраться, а эффект всё равно будет временным.

Так что иногда приходится откровенно прятаться, хотя разработчики и заявляли, что не планировали серьезного применения стелс-механик. Однако ж скрытную атаку всё-таки реализовали, а в процессе ее реализации придется пройти небольшое QTE. Чуть более длинные последовательности нажатий используются при отражении нападения роботов, которым удалось взять героя игрока в захват.

Для преодоления больших пространств есть возможность воспользоваться транспортными средствами. Езда не вызывает особых эмоций и желания непременно обзавестись машиной, как, например, в какой-нибудь Halo, и выполняет исключительно утилитарную функцию, но врагов можно сбивать, и это иногда помогает.

Что касается боевки, то несмотря на поверхностное сходство с той же серией BioShock, здесь куда больше внимания уделяется ближнему бою, хотя и стрельба реализована прекрасно. Дробовик, пистолет, автомат, ракетная установка и энергетическое оружие ведут себя по-разному и отличаются в эффективности против разных врагов, что приносит невероятное удовольствие. Причем необходимость ближнего боя объясняется сюжетно – с ним быстрее восстанавливается энергия, необходимая для применения способностей и энергетических пушек.

Враги не балуют особым разнообразием, но неплохо проработаны, а на высоких уровнях сложности ближний бой превращается просто-таки в соулслайк от первого лица, пусть и чуть упрощенный. Игра сама показывает, когда нужно увернуться, но тайминги бывают очень суровыми, и даже не самый сильный враг может убить вас пусть не одним, но уж точно двумя-тремя попаданиями.

Босс-файты также реализованы прекрасно и требуют от игрока отличной координации, чтобы уворачиваться от смертоносных атак и успевать лечиться, да еще и самому попадать в слабые места врага. С «Ежихой», которую я так и не осилил на презентации, при последовательном прохождении было существенно проще – всё же механики игры я освоить успел – но мне всё равно потребовалось несколько попыток. Впрочем, если сложность кажется избыточной, ее в любой момент можно изменить в настройках. Всего предусмотрено три уровня, которые при выборе в начале игры иллюстрируются забавными картинками с легким намеком на гачи-тематику.

Среди способностей П-3 – электрошок, заморозка, телекинез, а также атаки и защита при помощи полимера – и это не говоря уже о ветках пассивных способностей, от здоровья и энергии до скорости бега и размера инвентаря. Прокачать все, естественно, не получится, поэтому придется выбирать свой стиль – именно на этом Atomic Heart собирается строить свою реиграбельность. Мне понравился вариант с подбрасыванием противников в воздух и ударом электрошоком, а выжившие добивались топором или дробовиком. Кому-то наверняка придутся по душе другие комбинации – благо, экспериментировать можно смело, и перераспределить очки навыков (физически выраженных в единицах нейрополимера, собираемого с останков врагов) можно без каких-либо штрафов.

Кроме нейрополимера из врагов выпадают материалы для крафта, из которых при наличии соответствующих чертежей можно создать буквально любое имеющееся в игре оружие, боеприпасы и расходники. Отдельно стоит подчеркнуть возможность улучшения различных аспектов вооружения, значительно влияющих на его эффективность и внешний вид, а также кассетники – специальные модули, добавляющие вашим атакам стихийный урон, открывая тем самым очередную грань тактической гибкости. Кстати, все созданные предметы можно разобрать с полным возвратом затраченных ресурсов.

Прокачка и крафт осуществляются в специальных шкафах под названием – будет даже правильнее сказать «по имени» – Элеонора. Это довольно своенравная кибернетическая дама, которая с самой первой встречи подкалывает игрока явными намеками на то, чего в Советском Союзе, как некоторые думают, не было. Расположены эти шкафы обычно там же, где находится устройство сохранения. Кстати, ручные сохранения не предусмотрены – только в специально отведенных местах.

Техническая составляющая игры, как и у любого дебютного проекта, вызывала определенные опасения. Как оказалось, небезосновательно. Я бы даже сказал, что все недостатки Atomic Heart имеют исключительно технический характер, хотя для первого раза получилось вполне достойно. Начнем с графики. Она хорошая, но не более того. Возможно, что-то недотянула моя не самая совершенная видеокарта (мобильная GTX 1660 Ti), но модели персонажей-людей здесь несколько простоваты, хорошая лицевая анимация присутствует только в кат-сценах, а главный герой не видит себя в зеркале и поле зрения взломанной камеры, наведенной на себя. Явление пусть и распространенное, но явно не соответствующее заявленному «гиперреализму».

С другой стороны, дизайн локаций, анимации боя, эффекты частиц и поистине эпичные кат-сцены вызывают искреннее восхищение, а над оптимизацией разработчики здорово постарались. Вышеупомянутая видеокарта уже позапрошлого по нынешним временам поколения выдавала вполне играбельную частоту кадров даже в 1440p с редкими и не ломающими игру просадками, а в Full HD в замкнутых пространствах без сильной нагрузки уверенно держала 60 FPS.

Звук сделан практически идеально – от эффектов и пространственного звучания, позволяющего четко определить направление полета «Пчел» по стрекотанию их пропеллеров, до совершенно чумового ностальгического саундтрека. Есть немало игр, где можно расстреливать роботов из автомата, но где еще вы сможете сделать это под Иосифа Кобзона или «Мираж»?

Русская озвучка, которая на презентации показалась мне несколько сырой, в релизной версии выглядит более органичной и уместной, хотя в некоторых местах игра актеров остается не вполне убедительной. Впрочем, если она не понравится, можно выбрать и английскую, хотя, судя по соцсетям западных геймеров, многие из них наоборот для пущей аутентичности хотят играть с русской озвучкой и своими субтитрами.

Стоит отметить, что игра не стесняется в выражениях, а майор спецназа в критических ситуациях разговаривает, как… майор спецназа в критических ситуациях, а не выпускница филологического факультета. Так что если вы боитесь мата – Atomic Heart точно не для вас.

Управление потребует определенного привыкания. Для клавиатуры и мыши вообще неплохо бы иметь пальцы пианиста – особенно сложно уворачиваться. На геймпаде всё гораздо удобнее, но из-за большого количества функций также нужна некоторая ловкость рук – например, для запуска сканера используется двойное нажатие на RB.

Досадная мелочь – если привязку клавиш можно посмотреть и поменять в настройках, то раскладку геймпада нигде увидеть нельзя. Поэтому если вы, например, начали с «клавомышью» и решили перейти на геймпад уже после прохождения пролога, в котором игра по ходу дела проводит небольшое обучение, разбираться придется методом тыка.

Считываемость мира, которой так не хватало в презентации, была основательно доработана – на всех интерактивных объектах теперь есть маленькие ненавязчивые кружочки. Помогает и сканер, подсвечивая контейнеры синим, врагов – красным, компьютеры – зеленым, а другие управляемые объекты – белым.

Наконец, самое печальное – это баги. В наши времена редкая игра выходит без них, и в Atomic Heart их довольно много. Конечно, поменьше, чем в известной игре про Найт-Сити, и прохождение они не ломают, но всё равно достаточно. Есть и мелкие недочеты в интерфейсе типа непереведенных слов или путаницы с именами.

Например, на видео выше вы можете видеть застрявших в беге на месте из-за маленькой ступеньки роботов, позволяющих безнаказанно себя расстреливать. Еще один достаточно курьезный баг случился, когда я взломал один «Гриф» – роботы (причём подконтрольные другому «Грифу») стали от меня разбегаться, чем изрядно упростили мне прохождение. Клянусь, я этим не злоупотреблял и специально догонял их, чтобы подраться.

Также были замечены небольшие нестыковки с Элеонорой – временами она из похотливой железяки превращалась в совершенно обычную машину, причем логика подобного распределения так и осталась мне непонятна. Впрочем, вполне возможно, что это не баг, а фича. А вот периодически исчезающие во время крафта ресурсы без производства конечного продукта – это точно баг.

И самое обидное – при получении новой способности она автоматически захватывала кнопку активации предыдущей. В горячке боя было очень «здорово» наблюдать, как вместо подброса толпы врагов массовым телекинезом П-3 включал полимерный щит. Вопрос решился загрузкой предыдущего сохранения, но патч нужен. И чем скорее, тем лучше.

С играми, как и с любым произведением искусства (а игры – это искусство, особенно такие, как Atomic Heart) всегда сложно оставаться объективным и избежать вкусовщины. Если говорить в понятиях «цепляет/не цепляет», то меня, как фаната BioShock, Control и советской эстетики, Atomic Heart определенно цепляет.

Выйди она в 2022 году – это, вне всякого сомнения, была бы моя личная игра года. Но 2023 только начался, а впереди еще как минимум новая «Зельда» и Starfield. Тем не менее, я бы назвал Atomic Heart не шедевром, но хитом. В кои-то веки мы получили не ремейк, не ремастер, не мягкую перезагрузку, а полноценную новую «ай-пи» с проработанным сеттингом, интересным сюжетом и классной боевкой. Да еще и от разработчиков с отечественными корнями.

Всё, что касается творческой составляющей, сделано практически идеально. Но учитывая обилие багов и недоработки графики и управления я, как честный человек, не могу поставить игре высший балл. Для дебюта – очень круто, но с нетерпением ждём патчей.


Скачать прайс-лист


Прайс CD/DVD
Rambler's Top100
.